История Уфы

Территория будущей Уфы была хорошо обжита и обитаема в эпоху палеолита. Первое письменное упоминание о ней датируется 1574 году. Город был заложен на месте слияния рек Белой и Уфы. Город-крепость назвали по реке Уфой, и он первоначально занимал очень небольшую территорию, к крепости прилегал посад, включающий в себя и улицу Сибирскую (ныне Мингажева), у которой стояли Сибирские ворота (через них шел путь на Сибирь). С 1586 Уфа получает статус города. С 1728г. Находится в составе Оренбургской губернии. 1796 г. снова становится уездным городом, но через 6 лет снова получает статус губернского города. Это стимулирует развитие градостроительства и городского хозяйства.


Уже в конце XVIII века граница на города на западе проходила по ул. Больничной, названной впоследствии Телеграфной, потом ее переименовали в улицу Подбельского, а затем –Цюрупы. По плану 1819г. Улица Богородская (ныне Революционная) была односторонней, замыкающей северную границу города. Богородской ее назвали потому что от нее начинался путь ежегодного шествия (в июле) в село Богородское (ныне Инорс) к иконе Божьей Матери, почитавшейся чудотворной. А на месте Казано-Богородской часовни, у которой происходили остановка и молебен во время крестного хода, ныне стоит памятник Героям Октябрьской революции и Гражданской войны.
Даже во время городской переписи 1879 года по левой стороне Богородской улицы жилой застройки не было, там стояла лишь освященная в 1845году (построенная в 1831-1845) Иоанно-Предтеченская церковь. В этой церкви не венчались и не крестились, гражданского прихода при ней не было, здесь молились солдаты и офицеры Уфимского батальона, она имела оригинальную объемную архитектуру в форме пирамиды, характерную для храма-памятника. Вокруг церкви располагалось кладбище, на котором были похоронены самые видные жители города-дворяне и купцы. Напротив Дровяной площади, на месте где находилось троллейбусное депо №1(сейчас Республиканская больница им.Куватова), стояли кузницы.


В честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радости» в западной части Ново-Ивановского кладбища была построена каменная пятиглавая Скорбященская церковь (ныне Ул. 50-летия Октября, между остановкой «Дом Печати» и Дворцом Молодежи, бывший ДК «Юбилейный»). Первые благотворительные пожертвования на строительство были сделаны купцом В.И.Нестеровым, отцом художника М.В.Нестерова. В приход церкви входили жители Восточной слободы, Новиковки, Глумилино. В середине 1930-х годов была закрыта и разобрана.


Севернее улицы до самой реки местность была покрыта лесом, кустарником и частично занята под городской выгон. Там, где в настоящее время находится Центральный рынок, размещалась уфимская заводская конюшня Главного управления государственного конезавода, а нынешняя площадь перед Центральным рынком называлась площадью Царских конюшен. Первый городской ипподром был построен в 1891г тоже в этом месте. Лишь в конце 1920-х гг он был перенесен на улицу Кустарную рядом с Ново-Ивановским кладбищем. Конюшни и беговые дорожки находились за Домом Печати вплоть до начала 1970-х годов.


Дальнейший рост города был связан с железнодорожным строительством. 9 января 1885 г. наконец-то последовало Высочайшее повеление строить железную дорогу от Самары на Уфу. Одним из главных инициаторов строительства был Дмитрий Волков. 8 сентября 1888г. Торжественно открыли мост через р. Белую, построенный инженером В.И.Березиным...

В апреле 1938 года по предложению М.И.Калинина решением президиума ВЦИКа был создан Молотовский (Советский) район столицы. Северные границы района проходили с запада на восток по линии улицы Округ Галле, здесь в середине 1930-х годов заканчивалась граница города. Уфа развивалась, росло городское хозяйство. За свою историю Советский район не раз менял свои границы.
Создавались предприятия легкой и пищевой промышленности: в 1932 г. Был пущен в эксплуатацию новый хлебозавод, позднее-молочный.
Советский район Уфы- один из признанных центров промышленности и культурной жизни столицы Башкортостана. В 2018 году он отмечает свой знаменательный 80-летний юбилей.


Огромную роль в его становлении сыграло открытие пароходного и железнодорожного движения, когда Уфа стала крупным транспортным узлом России. Был дан толчок мощному росту промышленности.

В том, что сегодня республика по многим показателям входит в число ведущих регионов страны, есть немалый вклад предприятий промышленности и строительства, организаций транспорта, связи, торговли и бытового обслуживания, учреждений медицины и образования Советского района.

Район всегда в гуще событий, молодеет и преображается. Прекрасными архитектурными сооружениями – Ледовым Дворцом «Уфа Арена» и железнодорожным вокзалом, можно будет гордится и спустя десятилетия.

Советский район сегодня- сердце столицы, где трудятся талантливые люди разных профессий. Его жители и труженики, бережно хранят в памяти самые дорогие воспоминания, связанные с историей района.
Вернуться назад